Участники фестиваля ▲ CROSS ART

ru en

Pierre Bastien (Франция)

Пьер Бастьен, французский композитор и музыкант, выступающий сольно и со своим собственным оркестром, а также сотрудничающий с такими артистами, как Pascal Comelade, Robert Wyatte, Pierrick Sorin, Алексей Айги и многие другие. Среди проектов Бастьена написание музыки для танцевальных компаний и фэшн-представлений (в том числе для знаменитого Issey Miyake).

Многие годы, помимо занятий музыкой, Пьер Бастьен конструирует и демонстрирует публике во всем мире уникальные механические конструкции – музыкальные роботы, собранные, в лучших дадаистских традициях, из бытовых технических приборов, офисной оргтехники, деталей детского электрического конструктора и музыкальных инструментов разных культур и национальных принадлежностей.

Своими выставками объектов Бастьен завоевал популярность не только среди любителей музыки, но и у аудитории, интересующейся современным искусством в самом широком смысле слова.

Все его инсталляции наглядно и увлекательно демонстрируют актуальные тенденции современного искусства, заключающиеся в смешении и взаимопроникновении пограничных его видов.

В рамках фестиваля ▲ CROSS ART, которые организовывает музей Эрарта в мае 2014 года, музыкальные роботы Пьера Бастьена будут впервые представлены российской публике.

Посетители смогут увидеть две большие инсталляции — Play Meccano Play и Paper Orchestra.

Обе инсталляции маэстро соберет и подготовит лично, с этой целью он приезжает в Петербург на несколько дней. Также, в рамках своей выставки, композитор выступит с лекцией и концертом.

PAPER ORCHESTRA

Если к бумаге и к механизмам, работающим с бумагой, подойти не как к обычным материалам и приборам, а в традициях конкретной музыки. Если представить, что все они — полноценные музыкальные инструменты с собственным оригинальным голосом, то можно вытащить из этих объектов совершенно новые смыслы. И эти смыслы проявятся на свет вместе с их звучанием. Именно этой целью и задается Пьер Бастьен, собирая свой БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР из бумажных полос, листов, обрезков, из принтеров, бумаго-измельчителей, вентиляторов и прочего парка техники, обычно именуемой «офисная». Оживив все это богатство электромоторами, отыскав в каждом собственный звук и соединив их все в единый ансамбль, композитор получил уникальную инсталляцию, одновременно поражающую на взгляд и на слух. Одновременно авангардную и классическую, атональную и гармоничную.

PLAY MECCANO PLAY

Это своеобразный механический оркестр, собранный из деталей конструктора Meccano и музыкальных инструментов, найденных и привезенных со всех уголков земли. Это смесь звуков, обертонов, отголосков звучания разных стран и культур, смешанных в одном времени и пространстве. Каждый объект можно рассматривать и слушать по отдельности, но и вместе все эти инструменты образуют полноценный оркестр, исполняющий авторское произведение Бастьена. Это парадоксальный микс технологии и традиций. Сам Бастьен, архитектор этого механического организма, не уверен, что понимает до конца то, что у него получилось. И в этом смысле надеется на зрителя, и на то, что тот самостоятельно откроет новые и неведомые до этого аспекты и значения.

Выступление на фестивале:
22 мая, 20:00 — Pierre Bastien (Франция) & Алексей Айги (Россия). Крыло временных экспозиций, зал 3В. Вход — 700 рублей. Билеты

Андре Лабан

В 1947 году Андре Лабан (Andre Laban) впервые увидел фильмы Жак-Ива Кусто, которые произвели на него очень большое впечатление. Позже Андре познакомился с самим исследователем, и с тех пор вся его жизнь связана с подводным миром. Высокий профессионализм и личные качества — находчивость, смелость, чувство юмора — сделали Лабана одним из постоянных членов легендарной команды Кусто. На научно-исследовательском судне «Калипсо» он выполнял обязанности оператора и ведущего инженера.

Андре Лабан — историческая личность. В далеком 1953-м он начал использовать подводную телевизионную камеру для программы En direct du fond des mers («Прямо из глубины морей»). В 1965 году руководил экспериментом «Преконтинент-3» у побережья Монако, заключавшемся в том, что акванавты жили и работали в течение 20 суток на глубине 100 метров. Во время этого эксперимента состоялся радиотелефонный разговор с астронавтом Скоттом Карпентером, находившимся в подводной лаборатории «Силаб-2» в калифорнийских водах, — своеобразное соединение космоса и океана.

О страсти Лабана к коллекционированию, о его любви к подводной живописи и музыке постоянно писали и сам Кусто, и члены его команды. Андре любит слушать Вивальди, Баха, Генделя. Сам играет на виолончели.

Свою первую картину под водой Андре Лабан написал в 1962 году, положив тем самым начало новому направлению в живописи. Рисовать он любил с детства, но для работы под водой потребовались новые знания и особые навыки. Пригодились познания в химии: Лабан подобрал грунтовку, благодаря которой обыкновенные масляные краски стало возможно наносить на холст, находясь на морском дне. На полотнах Андре море и подводный мир таковы, как их видит аквалангист, — замечательная гамма синего цвета.

Удивительно наблюдать, как этот уже давно не молодой человек, лежа на 15-метровой глубине, на протяжении часа пишет свои полотна. Еще удивительнее слышать под водой, как во время своей работы он напевает. «А что вы поете, когда пишете?» — спросили однажды у Андре. «Не знаю, — ответил он. — Я этого даже не замечаю». И, подумав, добавил: «Когда я пишу под водой картины, поет вся моя душа». Свою концепцию Лабан изложил в фильме «Страсть голубого цвета».

Исполняя во многих экспедициях Кусто обязанности фотографа и кинооператора, Андре испытал сотни типов фото- и кинопленок, сам изготавливал подводные боксы для различных камер и специальные осветительные приборы. Результаты работы были представлены на суд зрителей всего мира — на кинофестивалях и по телевидению — и вот уже десятки лет пользуются неизменным успехом.

Опубликовав книгу своих воспоминаний La Passoin du Bleu (в ближайшее время она выходит на русском языке под названием «Притяжение синевы»), имея еще несколько изданий своих юмористических фотографий и шаржей, Андре Лабан сегодня работает над романом. А несколько лет назад вместе с друзьями он выпустил несколько игровых короткометражных фильмов, снятых под водой: «Ирис и Онирис», «Нептуния» и «Девушка и море». Сейчас Андре Лабану 85 лет, и он полон энергии и новых идей.

На фестивале будет представлена экспозиция «Притяжение синевы» Андре Лабана с 19 по 25 мая. Билеты

Tijmenrockt & Bas Vermolen (Нидерланды)

Tijmenrockt это команда музыкантов, продюсеров, актеров, вобщем изрядно творческих артистов из Голландии. Tijmenrockt проводят кросс-медиа эксперименты: уникальные инсталляции, которые вовлекают аудиторию в процесс, создавая настоящее интерактивное шоу. Tijmenrockt используют на своих выступлениях как старое промышленное оборудование, так и современные достижения цифровой техники. Каждое выступление Tijmenrockt уникально и неповторимо, неповторимо в том смысле, что одно и тоже выступление Tijmenrockt никогда и нигде не делают повторно. Выступление Tijmenrockt — это каждый раз новый формат интерактивности, и всегда с рок-н-рольной начинкой!

На фестиваль ▲ CROSS ART проект Tijmenrockt приедут в своем золотом составе — капитан коллектива Tijmen Zonnevijlle и музыкант, известный под сценическим псевдонимом Arts of Beatdoctor.

На фестивале будет представлена интерактивная инсталляция Moebius’ Travel Machine с 19 по 24 мая. Билеты

Gijs Gieskes (Нидерланды)

Выставка неопознанных электрических объектов, собранных из аналоговых микросхем и старинных игровых приставок. Все объекты будут чутко реагировать на посетителей.

На фестивале будет представлена экспозиция электрических объектов с 19 по 24 мая. Билеты

Douwe Dijkstra (Нидерланды)

Видео-среда по мотивам визуальных работ одного из самых необычных аниматоров Нидерландов. Три экрана обещают полное погружение в альтернативную реальность.

Вот что сам артист рассказывает о себе: «Я видеохудожник и фильммэйкер. Сам по себе я обычно занимаюсь проектами связанными с экспериментами над природой. Во всех возможных расширениях и форматах — от клипов и короткометражек до инсталляций и театральных постановок. Как правило свои работы я показываю в музеях и галереях. Иногда с кем-то в группе. Чаще один».

За плечами Douwe Dijkstra огромное количество авторских экспериментальных мультфильмов и короткометражных работ, видеоинсталляций и прочих проявлений медийной артситической активности. Из работ на стороне можно упомянуть хотя бы клип для знаменитых голландских обэриутов от музыки De Kift.

На Фестиваль в Эрарте художник везет особую трехмерную видеоинсталляцию, обеспечивающую полное погружение в иррациональный и увлекательный мир автора.

На фестивале будет представлена видеоинсталляция Douwe Dijkstra с 19 по 24 мая. Билеты

Шишкин Хокусай (Россия)

Объекты: «Девушка с цветком в голове» и «Без зеркал». Инсталляции одного из самых интересных и востребованных петербургских театральных художников. Физические воплощения самых странных фантазий художника.

Художник Александр Шишкин-Хокусай ведет двойную жизнь. Он известен как сценограф, чьи работы неоднократно получали премии «Золотая маска», «Золотой софит», «Чайка». В других кругах он известен как живописец, график и перформансист, член объединения «Галерея Parazit», участник биеннале в Южной Корее и номинант премии Кандинского.

На фестивале будут представлены инсталляции «Девушка с цветком в голове» и «Без зеркал» с 19 по 25 мая. Билеты

Le Cirque De Charles La Tannes (Москва)

Le Cirque De Charles La Tannes (Россия) — независимая творческая группа, образованая в 2006 году, самым известным проектом которои? является хип-хопера Копы в Огне. Группа работает с современными формами театральнои? активности, создавая уникальныи? do- it-yourself театр через постановки, перфомансы и фестивали.

Для Фестиваля ▲ CROSS ART коллектив готовит специальные проекты, «Велотроник», «Метрофон», «Playtronica».

Участники перформанса: Саша Пас, Ася Ашман (современный художник, перформансист), Макс Диденко и Илья Дель.

Велотроник

Велотроник — это музыкальный перформанс-синтезатор, созданный из пространства комнаты одного человека. Воспроизводя звуки и ритмы, эта музыкальная машина рождает историю человека. Человек, играя на таком инструменте, играет свою жизнь, наполняя ее ритмом и мелодией, шумом и тишиной.

Велотроник — это попытка рассмотреть пространство как музыкальный объект, создающего поток звуков, из которого, при взаимодействии с человеком, формируется определенный ритм и мелодия, наполняющий смыслом это пространство.

Метрофон

Задача Метрофона, перенести ритм из контекста музыкального метра, в область метра социально-общественного. Происходит это посредством замены звуковой составляющей метронома, как ритмо-генерирующей единицы.

Playtronica

Проект PLAYTRONICA изначально задумывался как интерактивная образовательная площадка для самовыражения через звуки и ритмы, где дети и взрослые учатся создавать музыкальные инструменты из подручных материалов. Помимо детский мастерских, сейчас PLAYTRONICA активно работает в театре, на таких проектах как Квантовый Скачок (Театр ДОК) и Норманск (Центр им.Мейерхольда).

«Музыкальное образование должно быть интегральным, основанным на базовых принципах человеческого восприятия. Техника игры, нотная грамота — это старая школа. В музыке важно то, что ты чувствуешь, большую роль играют эмоции и ощущения. Шум или тишина — это тоже музыка, и важно ее услышать. У электронной музыки есть большой потенциал в будущем, нужно просто по-новому подойти к старым инструментам. И конечно больше импровизировать».

Выступление на фестивале:
20 мая, 20:00. Перформансы «Велотроник», «Метрофон», «Playtronica». Крыло временных экспозиций, зал 3В. Вход — 500 рублей. Билеты

Инженерный театр AXE (Россия)

Инженерный театр АХЕ был создан в 1989 году участниками легендарного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского: Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым. Базируясь в известном Арт-центре «Пушкинская – 10», участники группы, продолжали заниматься живописью, снимали кино, участвовали в различных показах и самое главное создавали во дворах, галереях, на лестницах и в мастерских неповторимые акции-перформансы, принесшие «АХЕ» известность и признание артистических кругов.

В середине 90-х годов коллектив покидает Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начали все больше использовать театральное пространство и законы театра. С этого времени группа «АХЕ» — постоянный участник театральных фестивалей по всему миру и партнер по проектам многих российских (Слава Полунин, Дерево, Формальный Театр) и зарубежных (Lantaaren (Голландия), Toihous (Австрия), Project Theatre (Германия), Kampnagel (Германия) и т.д.) коллективов.

На фестивале ▲ Cross Art театр AXE совместно с Dakh Daughters представят несколько перфомансов «Кабаре "Глория Транзит"». Мы поговорили с AXE, чтобы выяснить что же такое Кабаре «Глория Транзит»:

Так что же такое Глория Транзит?

Это вечер театральных импровизаций в двух отделениях. Действие по форме ближе всего именно к кабаре. Это дискретные сцены, объединённые общей темой (на каждый вечер своей), яркими персонажами, общением с публикой и музыкой. Мы называем такое кабаре сиюминутным.

Почему сиюминутным?

Это принцип, по которому выстраиваются вечера. У нас каждый день премьера! Тема вечера приурочена к празднику, который случается в этот день. Праздник может оказаться очень необычным, как например Международный день Спасибо, или День Сна. Программа создаётся в день выступления и больше никогда не повторяется. Представление случается только один раз. Такая сиюминутность требует максимальной выразительности и точности.

Кто в этот раз принимает участие в Глории Транзит? Ведь состав участников постоянно меняется?

В этот раз с нами выступают ДАХА ДОТЕРС. Наши давние друзья из киевского театра ДАХ. Лет 6-7 назад мы планировали с ними ГЛОРИЮ, ребята уже купили билеты, как нас выгнали из АНТРЕСОЛИ. ГЛОРИЯ не состоялась. Очень надеюсь что в этот раз ничто не сможет помешать ГЛОРИИ. Тем более сейчас нам кажется очень важным продемонстрировать возможность сотворчества с нашими украинскими коллегами. Воможность находиться не в политическо-информационном пространства, а в объединяющем и взаимообогащающем пространстве искусства.

А какие темы вы выбрали для импровизаций?

21 мая. Пепел Дел (гедонистическая трагедия). В этот день целых 2 праздника: День Инвентаризатора и День Пировасии или Огнехождения. Мы предпримем попытку описать мир как мы его понимаем при помощи нескольких предметов, списков to do, и абстрактной клоунады.

22 мая. Жир Земли (балет окраин). Это ритуально архаичный вечер. Вечер Яви, Нави и Прави, вечер Матери Сырой-Земли, с гаданиями, прорицаниями и прочими традиционными забавами. Произведём небольшое кодирование будущего.

23 мая. Сон Со Дна (опера заик). Международный День Черепахи. Очень подвижный вечер. Ориентированный на "физический театр" и танец, как мы его понимаем с пением или завыванием.

21 мая. 20:00. Пепел Дел (гедонистическая трагедия). Билеты

22 мая. 20:00. Сон Со Дна (опера заик). Билеты

23 мая. 20:00. Жир Земли (балет окраин). Билеты

Dakh Daughters (Украина)

Украинская женская театрально-музыкальная группа, выступающая в жанре «фрик-кабаре» и театрального перформанса. Выступает с 2012 года, одно из первых выступлений состоялось на ГогольFestе в Киеве.

«Dakh Daughters», также как и «ДахаБраха», имеет непосредственное отношение к киевскому театру «Дах», руководитель которого — Владислав Троицкий — принимает участие в постановке перформансов «Dakh Daughters».

Популярность на канале Youtube группе принёс видеоклип «Rozy / Donbass», в котором сочетаются 35-й сонет Шекспира, украинские народные песни, нарочито театральный пафос. Также группа использует в своих выступлениях тексты Иосифа Бродского,Тараса Шевченко, Леси Украинки, Чарлза Буковски, Михайля Семенко?, Юрия Андруховича, Александра Введенского, тексты на нескольких диалектах украинского, английском, французском, русском, немецком языках.

Участницы используют различные музыкальные инструменты: контрабасы, виолончели, фортепиано, маракасы, гитару, скрипку, барабаны, ксилофон, аккордеон, губную гармошку и бубен, «причём музыканты не привязаны к своим инструментам и легко ими меняются». Музыкальные обозреватели находят сходство «Dakh Daughters» с Амандой Палмер, Rammstein, Laibach, System of a Down и Dresden Dolls.

Выступление на фестивале:
24 мая. 19:00. Концерт-перформанс. Билеты

Алексей Айги (Россия)

Французский композитор и мультиинструменталист Пьер Бастьен привозит на фестиваль свою странную машинерию, собранную из всего, что попадалось под руку: от детского конструктора и расчески до старых музыкальных инструментов. Все это, понятное дело, музицирует под руководством своего изобретателя (более того, механический оркестр постоянно пополняется новыми экземплярами). Звучание получается вкрадчиво-сказочное, как если бы Кшиштоф Пендерецкий попал в сказки Андерсена или в страну Оз.

Всю свою музыкально-машинизированную армию Пьер намерен столкнуть на сцене с российским композитором Алексеем Айги и устроить совместную импровизацию. Что из этого всего выйдет и сыграются ли машины и люди (нам, кажется, что сыграются), можно будет узнать на месте.

Выступление на фестивале:
22 мая, 20:00. Алексей Айги и Пьер Бастьен. Концерт. Билеты

Hexstatic (Англия)

Hexstatic — это Стюарт Уоррен Холл (Stuart Warren Hill) и Робин Брунсон (Robin Brunson), которые с 1995 года создают неповторимые проекты в сфере аудио-видео развлекательной индустрии. Свои дебютные видео эксперименты Hexstatic представили на первом фестивале Big Chill Festival, после чего были приглашены в качестве виджеев знаменитым лейблом Ninjatune и многими прогрессивными британскими клубами. Вместе с Coldcut и Greenpeace Hexstatic работали над трилогией «Natural Rhythms Trilogy», за AV-сингл из которой («Timber») получили несколько музыкальных наград. В августе 2000 года группа выпустила первый в Британии аудио-видео альбом «Rewind». Их проект «PAST-PRESENT-FUTURE» - плод коллаборации с Дэвидом Бирном (David Byrne) в Лиссабонском Экспо и запись их первого живого AV-выступления в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Музыканты сегодня часто играют на таких медиа-фестивалях, как Onedotzero, а также сотрудничают с BBC и Channel 4. Именно Hexstatic сыграли решающую роль в продвижении профессионального DVD-плейера PioneerDVJ-X1, продемонстрировав его возможности на Sonar 2004. В 2002 году Hexstatic записали свой второй альбом «Listen and Learn», ставший серьезным вкладом в CD серию звукозаписывающей компании Ninjatune's Solid Steel. А в октябре 2004 группа выпустила очередной AV-альбом под названием «Master View», где мощные электронные треки в революционном формате CD\DVD синхронизированы с яркими видео-дорожками и их 3D анаглифными стерео-версиями.

Выступление на фестивале: 24 мая, 19:00. Аудиовидеосет. Билеты

Театр Post (Россия)

Марк Равенхилл «shoot/get treasure/repeat», музей шестнадцати пьес. Специальный музейный проект — спектакль, идущий одновременно в четырех залах. Симбиоз выставки и драматического действия.

Независимая театральная группа «театр post» была основана в 2011 году учеником выдающегося режиссера Льва Додина, выпусником СПбГАТИ Дмитрием Волкостреловым, и объединила команду молодых актеров — его недавних однокурсников.

Цель работы «театра post» — сближение актуального искусства и театра, поиск нового театрального языка и исследование современного мира театральными средствами.

Принципиальная творческая позиция «театра post» — работа исключительно с текстами современных авторов. В репертуаре группы — спектакли по пьесам важнейших российских драматургов сегодняшнего дня: Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко.

Первые же проекты «театра post» вызвали колоссальный интерес всего театрального истеблишмента России и были приглашены к участию в крупнейших театральных фестивалях, в частности — Национальной театральной премии «Золотая маска» и фестивале NET.

Сегодня «театр post» — одна из ведущих театральных компаний России. «Театр post» — независимая театральная группа, играющая свои спектакли на альтернативных площадках и занимающаяся экспансией современного театра на клубную сцену.

Выступление на фестивале:
25 мая, 16:00. Shoot/Get Treasure/Repeat/музей шестнадцати пьес. Крыло временных экспозиций, зал 3В. Вход — 500 рублей. Билеты

Orchestra of Samples от Addictive TV (Англия)

Коллектив Addictive TV, который использует мельчайшие кино- и видеофрагменты в качестве материала для создания оригинальной музыки, одновременно создавая немыслимые визуальные коллажи. Артисты Addictive TV, придумавшие жанр «видео-мэшап», что по достоинству оценили как студии Голливуда, так и руководство компании Apple.

Видео-нарезку, в которой хлопки в ладоши Антонио Бандераса и прочие кино-фрагменты складываются в отличный видео-музыкальный боевик Take The Lead, видел наверное каждый. Но знает ли этот каждый, что этот по сути первый в истории видео-мэшап сотворили британские кудесники под брендом ADDICTIVE TV.

Их фирменный стиль стал настолько узнаваемым и впечатляющим, что в дальнейшем им «заказали» перелопатить таким же образом чуть ли не все главные голливудские блокбастеры. Помимо этого мужчин стали звать на огромные фестивали и рейвы, и везде их техничная и филигранная работа с мельчайшими звучащими видеофрагментами поднимала на уши целые стадионы.

Именно этот коллектив призван нами на закрытие фестиваля, где он представит публике свой абсолютно новый и не имеющий аналогов в мире проект — ORCHESTRA OF SAMPLES. Это сложно описать, это проще увидеть и услышать.

Выступление на фестивале:
25 мая, 20:00. Видеоконцерт. Большой зал. Предпродажа — 600 рублей, в день концерта — 800 рублей. Билеты

Творческое объединение «Спина»

Сколько в науке искусства, а в искусстве науки? Творческое объединение «Cпина» представляет серию театрализованных экспериментов «Суперпозиция».

Тайна науки, приоткрываемая с помощью театральных образов и метафор. Настоящие научные эксперименты, проводимые здесь и сейчас, прямо перед вами. Загадочная атмосфера театрально-научной лаборатории, где перемешиваются исследователи и исследуемые. Где в строгие научные законы попадают живые люди, с их историей, эмоциями, жизнью. Где зрители вовлекаются в процесс исследования и получают возможность почувствовать себя одновременно внутри и снаружи настоящего театрально-научного эксперимента.

«Суперпозиция» — это попытка поставить вопросы: что есть искусство и что есть наука в современном понимании?Как они между собой соотносятся? Как научные законы и действуют в искусстве? И существует ли обратная связь — возможно ли искусством влиять на науку?

«Суперпозиция» — это попытка перевести науку на язык образов и наоборот. Попытка проверить взаимодействие рационального и иррационального. Попытка столкнуть науку и искусство, чтобы взорвавшись, они высвободили энергию музыки, света и пластики в современном интерактивном представлении.

Выступление на фестивале: 21 мая, 20:00. «Суперпозиция». Концерт-перформанс. Крыло временных экспозиций, зал 3В. Вход — 400 рублей. Билеты

Наверх

Организационные
партнеры:

Instytut Polski w Petersburgu logo Итальянский институт культуры logo Генеральное консульство Финляндии logo
Кинофестиваль Послание к человеку logo  
 

Информационные
партнеры:

Maximum logo LAM logo The Village logo
Be-In logo KudaGO logo
Petersburg.ru logo Geometria logo Телеканал Санкт-Петербург logo